Я всегда занимаюсь самообразованием, читая деловую литературу, слушая аудио книги, посещая семинары и тренинги, участвуя в бизнес-форумах, интернет-конференциях и вебинарах. И все это с одной целью – стать успешным предпринимателем и счастливым по жизни человеком.
И каждый раз я искал ответы на множество вопросов, которые я сам же себе и задавал. Поэтому в моей личной библиотеке более 30 печатных изданий по самым различным темам (маркетинг, финансы, менеджмент, психология и др.) В моем ноутбуке более 500 книги по теме бизнеса. И я посетил более 50 различных тренингов, семинаров и конференций. И снова задаю себе вопрос: «Как выбрать бизнес-тренера?»
Вспоминая школу или университет. Я могу с уверенностью сказать, что для меня важнее всего, было мое личное отношение к преподавателю. Чтобы мне освоить материал, я должен был уважать и «любить» этого учителя. Вы согласитесь с тем, что важнее не то, какой материал (знания) вы получаете, а то, кто эти знания вам дает.
Бывает так, что очень интересные знания преподносятся сухо, без энтузиазма. И такие знания чаще всего не запоминаются. А бывает так, что даже самая простая тема преподносится как нечто волнующее и интригующее. Тогда материал запоминается лучше.
И в бизнесе есть определенные характеристики, по которым мы судим бизнес-тренеров. По которым мы судим об их компетенциях. И предпочитаем одного тренера другому.
Предлагаю взглянуть на мой список тех характеристик, по которым я отбираю бизнес-тренеров.
Характеристики бизнес-тренера:
1. Бизнес-образование. Тренер должен обладать хорошим образованием. Иметь подготовку на долгосрочных курсах в России или за рубежом. И лучше, если все это подтверждается документально.
2. Опыт работы в бизнесе. Очевидно, что бизнес-тренер, преподающие функциональные бизнес-дисциплины (например, финансы или маркетинг) должны иметь опыт работы на соответствующих должностях в реальном секторе. А бизнес-тренер, обучающие собственников бизнеса, должны, по меньшей мере, сами «понюхать пороха», т.е. иметь личный опыт в реальном бизнесе. А лучше всего, если бизнес-тренер параллельно является собственником бизнеса или хотя бы его учредителем.
3. Опыт преподавания и проведения бизнес-тренингов. Чем больше, тем лучше. При этом в какой-то мере эквивалентным опытом можно считать проведение презентаций, участие в конференциях, бизнес-форумах и т.д.
4. Отзывы и рекомендации. Если бизнес-тренер не имеет отзывов, то стоит вообще задуматься о его компетенциях. И особенно стоит обратить внимание на повторные заказы!
5. Наличие собственного Интернет-сайта. Содержание веб-сайта тренера должно быть наполнено информационными и рекламными материалы, его биографией, и профессиональными компетенциями. А так же подтверждающими документами.
6. Предоставление гарантии. Настоящий профессионал, тренер, уверенный в том, что сможет решить ваши проблемы, с готовностью предоставит гарантии на свои услуги. Но при этом не стоит забывать о том, что услуги таких специалистов не могут стоить дешево.
7. Публикации. Конечно, при наличии статей в печатных и Интернет-СМИ, а так же изданных ранее книг (прежде всего, делового направления), мы можем судить о специализации бизнес-тренера. При этом это помогает бизнес-тренеру в само продвижение. Но это не главный фактор при выборе эксперта.
Конечно, хорошо если тренер или тренинговая компания выпускает собственный (как правило, бесплатный и электронный) информационно-аналитический бюллетень по тематике своих семинаров (как это принято в развитых странах). Но эта характеристика не должна быть главенствующей при выборе бизнес-тренера.
Я лично знаю первоклассных бизнес-тренеров и экспертов, которые не пишут книги и не сидят сутками в сети, чтобы написать очередную статью про бизнес. Им это совершенно это не надо.
8.Собственный успех. Бизнес-тренер не имеющий собственный успех в том деле, который преподает и проводит тренинги, не позволяет нам судить о его высоком профессионализме. Поэтому тренер должен это показать на примере своей компании или компаниях, которых он привел к успеху.
9.Провалы. Очень редко встретишь бизнес-тренера и гуру бизнеса, который бы признавался в своих ошибках или провалах. Поэтому таких тренеров можно пересчитать по пальцам. Мое личное мнение таково, что если тренер не боится говорить о своих провалах и не удачах, значит ему есть чему меня научить. Ведь ошибки и не удачи – это огромные возможности для роста.
10. Новизна. Бизнес-тренер стремящийся получить более свежую и проверенную информацию от других самых известных и профессиональных бизнес-тренеров. Если бизнес-тренер всегда находится в поисках лучших моделей, стратегий и методов (в бизнесе, в маркетинге, в менеджменте и т.д.), и проверяет это на своей «шкуре». Значит у него можно учиться.
11. Открытость. Бизнес-тренер должен быть открыт (социально) для своих настоящих и потенциальных клиентов. Настоящий и успешный бизнес-тренер всегда открыт новым контактам и связям. Всегда готов к общению на любые темы клиента или партнера.
12.Простота и понятность. Очень часто, встречаются такие бизнес-тренеры и эксперты, которые превращают простые вещи в очень сложные для понимания формулы. Скорее всего, такой тренер просто взял чужие методики и пытается выдать их за свои.
И в заключении.
При выборе бизнес-тренера не забудьте о 6 главных составляющих:
1.Определите его профиль (маркетинг, финансы, менеджмент, лидерство и др.).
2.Изучите резюме бизнес-тренера, обратив внимание на его образование и послужной список.
3.Внимательно прочтите отзывы. Изучите что говорят о тренере другие люди, а еще лучше — заручитесь рекомендацией человека, которому вы доверяете в бизнес-вопросах.
4.Оцените тренера по всех вышеперечисленным характеристикам. Не соглашайтесь принимать участие в тренинге или семинаре, если бизнес-тренер не имеет как минимум 8 из 12 всех характеристик.
5.Внимательно относитесь к тем тренерам, которые не могут предоставить вам гарантии результата или возврата средств. Возможно, лучше выбрать менее известного бизнес-тренера, но гарантирующего вам результат, а так же полный или частичный возврат денег, в том случае если вас не удовлетворит материал тренинга или семинара.
6.Руководствуйтесь своей интуицией здравым смыслом.
Если вы сделаете все 6 шагов, вы сэкономите свои время и деньги, а главное — значительно повысите шансы на успех вашего бизнеса.
С Вами был я, Владислав Марясов.
Ваш друг и союзник!